«Дрессировщик жуков. Владислав Старевич создает анимацию» — первая на русском языке книга о жизни и творчестве кинорежиссера Владислава Старевича (1882—1965), создателя новаторских фильмов в технике кукольной анимации.
Фигура Старевича занимает особое место в истории раннего российского кино: долгое время его называли и продолжают называть «отцом» российской анимации, а также одним из главных отечественных мастеров комбинированных съемок 1910-х годов, чуть ли не единственным в нашей стране разработчиком и создателем спецэффектов, удивлявших его современников — как коллег, так и зрителей. Несмотря на то, что с момента дебюта Старевича в кино (1911) прошло уже более 100 лет, его первые, кукольные анимационные фильмы ничуть не утратили своей привлекательности: «Месть кинематографического оператора», «Прекрасная Люканида», «Стрекоза и муравей» и другие ленты режиссера поразили зрителей предреволюционной России, Европы и Америки и продолжают удивлять своей изобретательностью и оригинальностью даже в эпоху цифровых технологий.
Несмотря на то, что творчеству Владислава Старевича, на первый взгляд, посвящено немало публикаций, информация о деятельности режиссера в России по-прежнему крайне разрозненна и противоречива, а полноценной книги о нем на русском языке не выходило никогда. Исследователи зачастую смотрят на Старевича лишь как на основоположника российской анимации и изобретателя кукольного кино, логичным образом продолжившего свою карьеру в игровом кино, и не подозревают о том, что он, помимо прочего, был актером-любителем, прекрасным живописцем, великолепным рисовальщиком, художником-карикатуристом, и, конечно, сатириком. Сборник «Дрессировщик жуков. Владислав Старевич создает анимацию» заполняет пробелы в биографии режиссера и включает в себя редкие, в том числе никогда не публиковавшиеся визуальные материалы, которые не только раскрывают историю создания известных работ, но и восстанавливают историю несохранившихся фильмов режиссера: это уцелевшие кадры, рекламные материалы, либретто и т. д. Сам факт существования некоторых из этих фильмов впервые был доказан при подготовке этой книги.