Редакторы «Флагов» — о «Тёмной материи» Осе Берг
Одна из главных книг шведской сюрреалистки Осе Берг — едва ли не самый долгожданный поэтический сборник последнего времени. Специально для сайта SOYAPRESS мы попросили редакторов журнала «Флаги» поделиться первыми впечатлениями от «Тёмной материи» — в надежде, что это станет первой репликой в большом разговоре о современной шведской поэзии.
Наравне с недавно вышедшей книгой «Исчезание равно образованию» Тура Ульвена, «Тёмная материя» Осе Берг, неожиданно проникшая в русскоязычный контекст, оказывается парадоксально своевременной: потусторонние стенограммы, напечатанные поверх разлагающейся в экстатическом ужасе реальности; безупречные шифры, созданные вопреки привычной интеллектуальной логике; рентгеноконтрастные чернила без месторождения. Осе Берг предлагает новые пути для русскоязычной поэзии, и было бы глупостью отказаться пойти по этим непроторенным тропам и анафилактическим коридорам.
— Владимир Кошелев
«Тёмная материя» Осе Берг — книга, чьё напряжение проходит на удивительном стыке хонтологии, геологии и сумрачной картографии. Она позволяет взглянуть на мир в его неявленности, недоступности глазу, привыкшему к лампам дневного света, используя в качестве инструментов ночного видения — сюрреалистические практики Батая и Лотреамона. Кроме того, творчество Осе Берг обращено к актуальным, самым современным сторонам знания. Например, оно резонирует с проблемами темной экологии, обращается к глубинам темного витализма, то есть — состоит в напряжённом диалоге с ключевыми течениями современной мысли, что делает «Тёмную материю» книгой, работающей наперед, не стремящейся к актуальности, но создающей её.
— Матвей Соловьев
«Тёмная материя» шведской поэтессы Осе Берг в русском переводе не только перенесла ту вульгарность и кэмп, о которых так много говорили шведские критики; появившись спустя 25 лет после публикации на родном языке, она показала русскоязычному читателю ту степень очерченности предметов, в соответствии с которыми страшный мир Берг со скрежетом запустил свою работу.
Чему «Тёмная материя» может научить нового читателя? Смелости при обращении с механизмами и масштабами горной добычи; поиску гермафродитической сути животного и минерала; уверенности в присутствии той чёрной пены, от которой мы не можем спасти любимых и которую производим сами — поэты, наблюдатели, жители обитаемых ледников.
— Лиза Хереш

Осе Берг. Тёмная материя

SOYA00363
400
р.
500
р.
Одна из главных книг Осе Берг — крупнейшей представительницы современного сюрреализма. В «Темной материи» Берг сталкивает разнообразные культурные и теоретические влияния: запутанные многослойные абстракции, изощренные межвидовые гибриды, отвлеченные (квази)научные построения и тревожный анонимизированный плотский опыт смешиваются друг с другом в сфокусированных и насыщенных текстах, создающих новый язык описания постапокалиптического будущего.

Перевод с шведского Надежды Воиновой и Андрея Сен-Сенькова