РОМАН МИНАЕВ
Рецензия на “Wrong Meds” Даниила Небольсина
Небольшая заметка современного художника и куратора о важности художественного эксперимента в эпоху ИИ и нейросетей.
Даниил Небольсин. Wrong Meds
WRONG MEDS — не каталог и не монография. Кроме названия книги и стилистических аллюзий оформления обложки, напоминающих эксперименты из области печатной графики, имеется еще один дизайнерский нюанс – голый корешок – прием несколько поизносившийся, но все еще способный включить режим любопытства. Небольшой формат удобно держать в руках. Первое ознакомление происходит быстрым перебиранием страниц. Детская надежда, обнаружить в книге картинки, сменяется разочарованием. Изображений в пропорциональном сочетании с текстом и пустотами в книге нет. Все страницы плотно забиты коллажами. Кто это сделал и зачем? Какую ценность эта информация может иметь для сегодняшнего взгляда, который за сравнительно недолгий срок успел познать генеративные возможности ИИ? Ответы на эти вопросы, возможно, могли бы помочь преодолеть первичный конфуз. В конце книги обнаруживается имя автора, скромно стоящее в одном ряду с прочей рядовой информацией о печатном продукте. Повторная попытка опознавания материала на отдельных страницах теперь уже требует включения более тщательной оптики, что значительно замедляет движение внутри книги.

Яркие коллажи, которые на языке из недавнего прошлого можно охарактеризовать как кислотные, поначалу ускользают от критической оценки. Слишком уж они ровные. Слишком уж подобны друг другу по качеству исполнения. При этом каждый отдельный мотив, будь он соответствующего размера, вполне мог бы стать самостоятельной картиной, украшающей домашний интерьер или общественное пространство. Но в своей массе чередующихся аляпистых наслоений из всего возможного этот эффект неповторимости теряется. При дальнейшем внимательном всматривании глазу открывается сведенная в плоскость мишура из ракушек, музейных экспонатов, червей, минералов, элементов дизайна, фрагментов архитектуры, насекомых, подводной живности, морских пейзажей, экзотических растений и кадров из фильмов. Встречаются обрывки черно-белых фотографий с частями тел. Можно предположить их происхождение. Но большого значения это не имеет, так как любая предметность в этом измерении поглощена диктатом абстрактного. То же происходит и с редко попадающимися обрывками слов, букв. Местами задается ритм, вводится геометрия. Складываются композиции, где малое перекликается с крупным, а строгие линии противостоят мягким изгибам. Образуется подобие визуальной поэзии. Стоит перелистнуть страницу и фокус нужно настраивать заново.

У этой серии как будто нет входа и нет выхода. Нельзя наверняка сказать, что она последовательно развивает некую идею, подобно тому, как Пикассо в процессе рисования решал задачи изобретенного им кубизма. Также маловероятно, что коллажи могут себя исчерпать, как организмы из альбома Эрнста Геккеля «Красота форм в природе», потому что количество их вариаций имеет конечное число. Изобразительная суть этого жанра заключается в произвольной и бесконечной вариативности. Ограничения могут быть наложены разве что условными стилистическими или концептуальными рамками. Серия продолжается, пока хватает материала: журналы, фотографии и прочая печатная продукция. Причем работает этот метод как со знаком плюс, так и со знаком минус, как в случае с де-коллажем. Каждый новый образ становится результатом операций с добавлением или исключением составных элементов. И в одном, и в другом случае речь идет об утилизации некогда актуального продукта визуальной коммуникации. Изобретен был коллаж в знак протеста по отношению к консервативным формам искусства, а сегодня в своем аналоговом виде он добавляет к традиционному производству образов модный Retro-Touch.


Роман Минаев

Даниил Небольсин. Wrong Meds
SOYA00073
1600
р.
р.
Цикл из 130 коллажей, ставящий под вопрос границы фигуративности, самостоятельности и замкнутости отдельно взятого изображения: поток компульсивно повторяющихся и саморазрушающихся мотивов на стыке мейларта и психоделического искусства.

132 стр
Размер: 148×210 мм (7.1×9.4 дюймов)
Open spine section sewn binding
Блок: Maestro Print Syktyvkar 160g/m2 Обложка: Black Knight 300 g/m2 False endpaper cover, 3 color letterpress via handmade cliche.
350lpi H-UV offset print
Тираж: 250